Русская зима всегда славилась крепкими морозами, обильными снегопадами и гололедицей. В таких условиях усложняется ситуация на дорогах, растет количество аварий, а также пациентов в травмпункт. Справляться со стихией помогают специальные составы, которые рассыпают на улицах и трассах. Из настоящей статьи Вы узнаете, чем посыпают дороги в России, какой вред причиняют эти составы и как обезопасить себя.
Противогололедные реагенты: что это? принцип действия?
Противогололедные реагенты — это твердые или жидкие химические вещества, которые в зимний период времени распределяют по поверхности дорожного покрытия. Главное назначение этих составов заключается в следующем:
- быстрое очищение больших площадей от снега,
- предотвращение гололеда на дорогах и тротуарах.
Достигается такой эффект за счет активных веществ, входящих в состав реагентов. Они вступают в химическую реакцию с обледенелыми частицами, что обеспечивает быстрое плавление большого количества снега и льда.
У противогололедных составов немало преимуществ: эффективное средство борьбы с заносами на дорогах и гололедицей, экономия времени и денег на ручной уборке, отсутствует риск засорения уличной канализационной системы.
Разновидности реагентов, которые используют зимой
В состав противогололедных реагентов могут входить следующие веществ: техническая соль (галит, основным компонентом выступает хлорид натрия), хлористый кальций, дополнительные добавки (например, щебень, мраморная крошка и т.д.).
Противогололедные реагенты, чем посыпают наши дороги, в зависимости от состояния можно разделить на три основных вида: твердые составы, жидкие и смешанные. Остановимся на каждой из перечисленных разновидностей подробнее.
Твердые
Реагенты такого типа представлены в сыпучем виде. Чаще всего это такие вещества, как:
- хлорид натрия — это классическая поваренная соль. Однако для посыпки дорог и улиц используется неочищенный состав. В нем могут присутствовать частицы песка и других солей. Такая смесь называется техническая соль,
- хлорид кальция — неорганическое вещество, которое зарегистрировано в качестве пищевой добавки Е509 (обычно используется для консервации овощей, а также производстве молочной продукции).
Рабочая температура для использования твердых противогололедные материалы (ПГМ) может достигать -12 градусов мороза.
Жидкие
Выступают аналогами твердых противогололедных реагентов с той лишь разницей, что имеют жидкую консистенцию.
Также еще одно принципиальное отличие — диапазон рабочих температур в разы сокращен. Так, растворы солей кальция и натрия можно использовать, если температура воздуха на улице не ниже 5 градусов мороза. При более низких значениях такая смесь попросту замерзнет, а на дороге появится еще один слой льда.
Смешанный вид
Реагенты комбинированного вида представляют собой противогололедные материалы, в состав которых помимо основных компонентов (хлорид натрия или кальция) также входят и дополнительные примеси. Это может быть мраморная крошка, щебень и т.д.
Комбинированные ПГМ не только отлично справляются с большим количеством снега и льда, но и улучшают сцепление машины с дорогой. Такой эффект приводит к существенному сокращению тормозного пути на зимней трассе.
Вред противогололедных реагентов
Несмотря на “безобидный” состав противогололедных материалов, они причиняют достаточно существенный вред человеку, машинам, животным и почве.
Их негативное воздействие еще больше усиливается в результате смешивания с другими веществами, которых в избытке на проезжей части. Сюда можно отнести:
- химические компоненты, выделяемые автомобильными покрышками,
- кусочки каучука,
- частицы антикоррозийного покрытия, которое наносится на дно машины,
- компоненты дорожного покрытия и т.д.
Рассмотрим несколько негативных последствий после применения противогололедных реагентов:
- Почва — ежегодно большое количество реагентов попадают в землю, тем самым вызывая ее засоление (уплотнение структуры почвы с образованием “соляной корки”). Это обстоятельство негативно сказывается на многих живых организмах (черви, грибы и т.д.) и ухудшает качество почвы.
- Подземные коммуникации — находящиеся в составе земли противогололедные материалы провоцируют появление коррозии на трубопроводах, металлической арматуре домов и прочих подземных коммуникациях. Ускоряется износ этих элементов и они быстро выходят из строя.
- Животные — больше всего страдают от пагубного воздействия реагентов, которые буквально разъедают незащищенную кожу лап. В итоге у питомцев появляется раздражение, начинается воспалительный процесс, кожный покров разрушается. Все это причиняет животному сильный дискомфорт.
- Обувь — во время хождения по обработанным дорогам и тротуарам солевые компоненты проникают внутрь кожи, из-за чего она становится более ломкой, со временем начинает пропускать воду. Часто после окончания одного сезона, сапоги и ботинки становятся непригодны для дальнейшего использования.
- Машины — частицы противогололедных материалов неизбежно оседают на различных элементах кузова автомобиля (днище, арки, крылья, нижняя часть дверей и т.д.). Если не предпринимать никаких мер, то реагент попросту разъест лакокрасочное покрытие и начнет разрушать сам металл.
Мировой опыт очистки дорог от снега и льда
Во многих развитых странах уже давно отказались от использования противогололедных реагентов, заменив их на более безопасные аналоги. Например, в австрии и Швеции дороги зимой посыпаются песчаной смесью или мелкой крошкой камня. Главный плюс такого метода — полная безопасность такой посыпки для машин, людей и животных. Однако есть и минусы: посыпать приходится постоянно, так как такая смесь очень быстро сдувается с дороги ветром.
Более современное решение проблемы снегопадов и гололеда нашла Норвегия. Там начали строить трассы с подогревом, таким образом полностью отпала какая-либо необходимость в очистке и посыпке дорог. В Японии ограничиваются лишь классическим способов очищения дорог и тротуаров от снега. Однако для них проблема снегопадов не стоит так остро из-за более мягкой зимы.
Как защитить себя и питомцев: соблюдаем меры предосторожности
Чтобы снизить вред от воздействия реагентов, чем посыпают дороги в зимнее время, старайтесь выполнять следующие несложные рекомендации:
- Перед тем, как пойти на улицу, обработайте свою обучь специальным защитным составов (это может быть крем, воск и т.д.). Он создаст защитную пленку на поверхности кожи. Вернувшись домой, сразу же тщательно очистите свои сапоги (ботинки) от грязи.
- Не забудьте позаботиться и о братьях наших меньших. Для прогулок с питомцем старайтесь выбирать парковые зоны и поляны, где не производят обработку реагентами. Еще один вариант решения проблемы — нанесение на лапы защитной мази или же покупка специальной обуви для собак.
- Когда мы заходим в дом с улицы, то на подошве также заносим некоторое количество смеси из снега, грязи и реагентов. Поэтому в зимнее время старайтесь почаще выполнять влажную уборку в коридоре и прихожей, включая тщательное мытье придверных ковриков.
- Для защиты машины от коррозии рекомендуется использовать специальные полироли. Они наносятся на различные части кузова. На поверхности образуется защитный слой, который препятствует проникновению реагентов внутрь мелких сколов и микротрещин. Также старайтесь почаще заезжать на мойку, чтобы не допускать скапливание снежно-соляных наростов в колесных арках и порогах автомобиля.
- Реагенты, которыми активно посыпаются дороги и тротуары, могут не только испортить обувь, машину и повредить лапы животных, но и негативно сказаться на качестве воздуха в квартире (если Вы проживаете вблизи проезжей части). Частицы ПГМ и пыль с дорог свободно могут попасть внутрь через открытое окно, поэтому лучше выбрать более безопасный способ проветривания. Установите в комнате бризер и всегда будете дышать свежим и чистым воздухом.
0 Комментариев