0

Чем посыпают дороги от гололеда и почему противогололедные реагенты опасны

0 4451
Чем посыпают дороги от гололеда и почему противогололедные реагенты опасны
Зачем дороги посыпают противогололедными реагентами и как они работают? Основные разновидности, используемые на дорогах в России. Какой вред причиняют реагенты? Меры предосторожности.

Русская зима всегда славилась крепкими морозами, обильными снегопадами и гололедицей. В таких условиях усложняется ситуация на дорогах, растет количество аварий, а также пациентов в травмпункт. Справляться со стихией помогают специальные составы, которые рассыпают на улицах и трассах. Из настоящей статьи Вы узнаете, чем посыпают дороги в России, какой вред причиняют эти составы и как обезопасить себя.

Противогололедные реагенты: что это? принцип действия?

Противогололедные реагенты

Противогололедные реагенты — это твердые или жидкие химические вещества, которые в зимний период времени распределяют по поверхности дорожного покрытия. Главное назначение этих составов заключается в следующем:

  • быстрое очищение больших площадей от снега,
  • предотвращение гололеда на дорогах и тротуарах.

Достигается такой эффект за счет активных веществ, входящих в состав реагентов. Они вступают в химическую реакцию с обледенелыми частицами, что обеспечивает быстрое плавление большого количества снега и льда.

У противогололедных составов немало преимуществ: эффективное средство борьбы с заносами на дорогах и гололедицей, экономия времени и денег на ручной уборке, отсутствует риск засорения уличной канализационной системы.

 

 
Вред реагентов, которыми посыпают дороги зимой, во многом связан с их неправильной эксплуатацией. Бытует ошибочное мнение, что достаточно лишь рассыпать этот состав по дороге. На самом деле этого недостаточно. Реагент только помогает быстро расплавить снег и лед. Однако образовавшуюся смесь необходимо оперативно вывозить. На практике далеко не всегда коммунальные службы справляются с этой задачей. В итоге состав из грязи и химикатов до самой весны лежит на улицах, причиняя вред обуви, автомобильной резине, животным и экологии.

Разновидности реагентов, которые используют зимой

Снегоуборочная машина

В состав противогололедных реагентов могут входить следующие веществ: техническая соль (галит, основным компонентом выступает хлорид натрия), хлористый кальций, дополнительные добавки (например, щебень, мраморная крошка и т.д.).

Противогололедные реагенты, чем посыпают наши дороги, в зависимости от состояния можно разделить на три основных вида: твердые составы, жидкие и смешанные. Остановимся на каждой из перечисленных разновидностей подробнее.

Твердые

Реагенты такого типа представлены в сыпучем виде. Чаще всего это такие вещества, как:

  • хлорид натрия — это классическая поваренная соль. Однако для посыпки дорог и улиц используется неочищенный состав. В нем могут присутствовать частицы песка и других солей. Такая смесь называется техническая соль,
  • хлорид кальция — неорганическое вещество, которое зарегистрировано в качестве пищевой добавки Е509 (обычно используется для консервации овощей, а также производстве молочной продукции).

Рабочая температура для использования твердых противогололедные материалы (ПГМ) может достигать -12 градусов мороза.

Жидкие

Выступают аналогами твердых противогололедных реагентов с той лишь разницей, что имеют жидкую консистенцию.

Также еще одно принципиальное отличие — диапазон рабочих температур в разы сокращен. Так, растворы солей кальция и натрия можно использовать, если температура воздуха на улице не ниже 5 градусов мороза. При более низких значениях такая смесь попросту замерзнет, а на дороге появится еще один слой льда.

Смешанный вид

Реагенты комбинированного вида представляют собой противогололедные материалы, в состав которых помимо основных компонентов (хлорид натрия или кальция) также входят и дополнительные примеси. Это может быть мраморная крошка, щебень и т.д.

Комбинированные ПГМ не только отлично справляются с большим количеством снега и льда, но и улучшают сцепление машины с дорогой. Такой эффект приводит к существенному сокращению тормозного пути на зимней трассе.

Вред противогололедных реагентов

Окружающая среда

Несмотря на “безобидный” состав противогололедных материалов, они причиняют достаточно существенный вред человеку, машинам, животным и почве.

Их негативное воздействие еще больше усиливается в результате смешивания с другими веществами, которых в избытке на проезжей части. Сюда можно отнести:

  • химические компоненты, выделяемые автомобильными покрышками,
  • кусочки каучука,
  • частицы антикоррозийного покрытия, которое наносится на дно машины,
  • компоненты дорожного покрытия и т.д.
 

 
Смешиваясь с ПГМ, все эти вещества образуют гремучую смесь, которая разъедает все вокруг и причиняет существенный вред природе.

Рассмотрим несколько негативных последствий после применения противогололедных реагентов:

  1. Почва — ежегодно большое количество реагентов попадают в землю, тем самым вызывая ее засоление (уплотнение структуры почвы с образованием “соляной корки”). Это обстоятельство негативно сказывается на многих живых организмах (черви, грибы и т.д.) и ухудшает качество почвы.
  2. Подземные коммуникации — находящиеся в составе земли противогололедные материалы провоцируют появление коррозии на трубопроводах, металлической арматуре домов и прочих подземных коммуникациях. Ускоряется износ этих элементов и они быстро выходят из строя.
  3. Животные — больше всего страдают от пагубного воздействия реагентов, которые буквально разъедают незащищенную кожу лап. В итоге у питомцев появляется раздражение, начинается воспалительный процесс, кожный покров разрушается. Все это причиняет животному сильный дискомфорт.
  4. Обувь — во время хождения по обработанным дорогам и тротуарам солевые компоненты проникают внутрь кожи, из-за чего она становится более ломкой, со временем начинает пропускать воду. Часто после окончания одного сезона, сапоги и ботинки становятся непригодны для дальнейшего использования.
  5. Машины — частицы противогололедных материалов неизбежно оседают на различных элементах кузова автомобиля (днище, арки, крылья, нижняя часть дверей и т.д.). Если не предпринимать никаких мер, то реагент попросту разъест лакокрасочное покрытие и начнет разрушать сам металл.

Мировой опыт очистки дорог от снега и льда

Во многих развитых странах уже давно отказались от использования противогололедных реагентов, заменив их на более безопасные аналоги. Например, в австрии и Швеции дороги зимой посыпаются песчаной смесью или мелкой крошкой камня. Главный плюс такого метода — полная безопасность такой посыпки для машин, людей и животных. Однако есть и минусы: посыпать приходится постоянно, так как такая смесь очень быстро сдувается с дороги ветром.

Более современное решение проблемы снегопадов и гололеда нашла Норвегия. Там начали строить трассы с подогревом, таким образом полностью отпала какая-либо необходимость в очистке и посыпке дорог. В Японии ограничиваются лишь классическим способов очищения дорог и тротуаров от снега. Однако для них проблема снегопадов не стоит так остро из-за более мягкой зимы.

Как защитить себя и питомцев: соблюдаем меры предосторожности

Бризер

Чтобы снизить вред от воздействия реагентов, чем посыпают дороги в зимнее время, старайтесь выполнять следующие несложные рекомендации:

  1. Перед тем, как пойти на улицу, обработайте свою обучь специальным защитным составов (это может быть крем, воск и т.д.). Он создаст защитную пленку на поверхности кожи. Вернувшись домой, сразу же тщательно очистите свои сапоги (ботинки) от грязи.
  2. Не забудьте позаботиться и о братьях наших меньших. Для прогулок с питомцем старайтесь выбирать парковые зоны и поляны, где не производят обработку реагентами. Еще один вариант решения проблемы — нанесение на лапы защитной мази или же покупка специальной обуви для собак.
  3. Когда мы заходим в дом с улицы, то на подошве также заносим некоторое количество смеси из снега, грязи и реагентов. Поэтому в зимнее время старайтесь почаще выполнять влажную уборку в коридоре и прихожей, включая тщательное мытье придверных ковриков.
  4. Для защиты машины от коррозии рекомендуется использовать специальные полироли. Они наносятся на различные части кузова. На поверхности образуется защитный слой, который препятствует проникновению реагентов внутрь мелких сколов и микротрещин. Также старайтесь почаще заезжать на мойку, чтобы не допускать скапливание снежно-соляных наростов в колесных арках и порогах автомобиля.
  5. Реагенты, которыми активно посыпаются дороги и тротуары, могут не только испортить обувь, машину и повредить лапы животных, но и негативно сказаться на качестве воздуха в квартире (если Вы проживаете вблизи проезжей части). Частицы ПГМ и пыль с дорог свободно могут попасть внутрь через открытое окно, поэтому лучше выбрать более безопасный способ проветривания. Установите в комнате бризер и всегда будете дышать свежим и чистым воздухом.
 

 
Желаем всем крепкого здоровья. Пусть зимнее время года у Вас вызывает только приятные впечатления!

0 Комментариев

Тион собирает информацию об использовании этого сайта, в частности размещает файлы cookie в браузерах посетителей. Подробнее