Дмитрий Трубицын закончил Физический факультет Новосибирского государственного университета и аспирантуру Института катализа СО РАН. Правда, ещё в магистратуре НГУ стал задумываться над тем, как можно использовать методы фотокатализа, с помощью которых окисляются боевые отравляющие вещества, для бытовых нужд. В 2006 году он заразил трёх коллег по НГУ идеей создания компании по разработке систем очистки и обеззараживания воздуха.
Изначальный мотив не был финансовым – денег на научные исследования, получаемых по грантам, хватало. «Мотив был, скорее, амбициозный: хотелось проверить себя, сделать что-то интересное, сложное и в то же время социально полезное», – сказал Дмитрий Трубицын. Жёсткого распределения ролей в компании не было, каждый при желании мог реализовать себя в самых разных направлениях. Так, приглашённый в качестве фотографа выпускник физфака НГУ дорос до главного конструктора, создавшего один из самых прорывных продуктов для открытых рынков. Другой выпускник физфака, имевший к тому времени опыт работы в зарубежной компании, ныне отвечает за автоматизацию рабочих процессов.
От «пробирки» – к промышленному применению
Молодые учёные-предприниматели не ограничились технологическими возможностями фотокатализа, а изучили потребности рынка и под них начали искать решения. Первым их внимание привлёк рынок оборудования по очистке воздуха для медицинских учреждений.
Довольно быстро, в начале 2007 года, нашёлся первый инвестор, поверивший успех команды Трубицына, – кандидат физико-математических наук, занявшийся в 90-х годах бизнесом, Геннадий Панкеев. Следом пришли и другие. На поддержку институтов развития «тионовцы» не рассчитывали, хотя представители Роснано и Сколково их осаждали. Дочка Тиона – ЗАО «Аэрозащита» – стала-таки резидентом инновационного центра «Сколково», где реализует проект по созданию энергоэффективных систем вентиляции.
Сейчас в бизнесе, который её создатели относят к наукоёмкому приборостроению, работает более 170 человек. Это уже группа из 5 функциональных компаний со своим исследовательским подразделением, физико-химической лабораторией, проектной организацией, производством, центрами продаж в Москве и в Словакии. Разработки сосредоточены в технопарке Новосибирского Академгородка, где создана особая среда для предпринимателей от науки. Для проведения некоторых измерений или экспериментов на договорной основе привлекаются сотрудники научно-исследовательских институтов СО РАН.
Основное производство находится на территории Бердского электромеханического завода, где арендуются помещения, а также в Китае – там изготавливаются корпуса некоторых изделий. Недавно Тион купил предприятие бывшего подрядчика «Трансформаторы и монтаж» по производству источников высокого напряжения.
Гибкие технологии
Особенность технологий определяется конкретными сферами применения оборудования по обеззараживанию воздуха. Для медицины, основного сегмента продаж, разработчики Тиона предложили новые решения, заметно отличающиеся от HEPA-фильтров, накапливающих микроорганизмы, стерильностью, меньшим перепадом давления и более низкой стоимостью эксплуатации.
Сначала они заряжаются, проходя через коронный разряд (в нём «генерится» контролируемое количество озона, и под его воздействием оседающие на фильтре микроорганизмы гибнут), а затем осаждаются на специальном фильтрующем материале, состоящем из волокон полипропилена. В результате и воздух, и сами фильтры в процессе эксплуатации остаются стерильными, – пояснил Дмитрий Трубицын. – Кроме того, поскольку озон нельзя «отдавать» обратно в помещение, в наших системах есть ещё один модуль, который его разрушает, доводя до молекулярного кислорода».
Технологические решения, например, скорость гибели микроорганизмов на поверхности фильтра, проверяются в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор», расположенном в наукограде Кольцово, и в Новосибирском НИИ туберкулёза. А их экспертизу проводит группа исследователей Массачусетского технологического института.
Выполнение индивидуальных заказов медицинских учреждений, среди которых НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Городской перинатальный центр в Новосибирске, Межобластной кардиохирургический центр в Нижнем Новгороде, позволило, по словам Трубицына, «довести “до ума” технологии, рабочие процессы и в этом смысле дозреть до выхода на рынки домохозяйств, изготовления продукции массового потребления».
Загрязнённый воздух российских городов оказался «на руку» молодым предпринимателям, к тому же их пытливый ум не мог не озадачиться решением задачи повышения энергоэффективности домовладений.
«Первым нетривиальным и супервостребованным шагом было создание системы компактной вентиляции, – присоединился к разговору коммерческий директор группы компаний «Тион» Михаил Амелькин. – Есть проблемы, с которыми сталкивается большинство жителей современного города. Держать окна открытыми мы не можем из-за шума с улицы, плохой экологии и сквозняков, а с закрытыми окнами приходится жить в душном парнике, что плохо сказывается на здоровье – повышенные концентрации углекислого газа приводят к кислородному голоданию мозга, отсюда – утомляемость, головные боли и прочие проблемы. Наше устройство, бризер, забирает воздух с улицы и подаёт контролируемое количество приточного воздуха, очищенного от всех основных примесей и нагреваемого до комфортной температуры. Мы этим занялись, поскольку не увидели на рынке решений по созданию здорового микроклимата квартир, которые не требовали бы больших капитальных затрат. Есть увлажнители, кондиционеры, приточные приборы, а полноценной вентиляции, как правило, нет».
Успех без секретов
Оптимизация научно-производственных процессов и маркетинга позволила группе компаний «Тион» увеличить обороты более чем в 10 раз всего лишь за два года. По словам Дмитрия Трубицына, 90% строящихся или реконструируемых в России медицинских объектов оснащаются их оборудованием, а продажи бытовых бризеров растут быстрее, чем они успевают заказывать новые контейнеры с комплектующими деталями для сборки этих устройств.
Освоение зарубежных рынков началось с Белоруссии, Украины, Казахстана; на очереди Западная Европа, где основная задача, которую ставят заказчики, – энергосбережение.
На выходе несколько усовершенствованных моделей бризера, а также устройство с набором сенсоров, измеряющих температуру и влажность воздуха, концентрацию СО2, органических соединений и механических примесей, которое будет автоматически поддерживать нужные параметры воздушной среды при минимальном энергопотреблении.
Динамичного развития компании не было бы без команды единомышленников. «Наша мантра: все ограничения – внутренние. И для успеха у нас есть не только ядро звёздных разработчиков, но и звёздных продавцов, которые относятся к построению продаж, как к исследовательскому проекту», – объяснил Дмитрий Трубицын. А Михаил Амелькин добавил: «Мы не боимся быстро переориентироваться на своём пути, видеть и исправлять свои ошибки. Честность для нас – лучшая политика». Резерв роста – взращивание собственных кадров, которые могли бы руководить НИОКРовскими проектами и обладать инженерным кругозором.
Здесь обучаются более 20-ти магистрантов НГУ. В ближайших планах – создание в НГУ кафедры приборостроительного инжиниринга.
0 Комментариев