0

Россия 24: телерепортаж о компании Тион

0 392
Россия 24: телерепортаж о компании Тион
Напряженная экологическая ситуация в городах России, в том числе связанная со смогом от лесных пожаров, остро поставила вопрос о качестве воздуха, которым дышат люди в городах. Когда жизненно нужна настоящая очистка воздуха – кондиционеры не справляются, помогает Тион.

Лето 2010 года надолго запомнится многим россиянам. Лесные пожары сделали и без того напряженную экологическую ситуацию во многих крупных городах критической. На некоторых предприятиях людям давали внеочередные отпуска и советовали уезжать. Ведь от удушливого смога нельзя было скрыться даже дома, не то, что на работе. Кондиционеры не спасали. Но эксперты утверждают, если на улице бороться с загрязнениями воздуха человечеству пока сложно, то для помещений уже существуют необходимые приборы. Именно на этом пока еще молодом рынке работает Новосибирская компания «Тион».

эфир от 17.06.2013

Будучи аспирантом Института катализа, основатель «Тиона» Дмитрий Трубицин работал над нейтрализацией токсичных веществ. А в 2006 году он решил заняться бизнесом, связанным с этой областью физической химией.

Дмитрий Трубицин, директор по разработкам компании «Тион»: «Если заниматься всерьез научной деятельностью, то скорее всего нужно уезжать. А уезжать не хотелось, нам нравилось здесь. Поэтому мы решили попробовать себя в другой деятельности и фактически с нуля организовать компанию»

Дмитрий и однокурсники по физическому факультету Новосибирского госуниверситета стали предпринимателями. Заниматься решили очисткой воздуха. Во-первых, очистка от химических соединений близка научным интересам основателей. Во-вторых, качество воздуха во многих странах уже становится реальной проблемой, о которой активно говорят.

Даврон Мухамадиев, глава регионального представительства обществ Красного Креста и Красного Полумесяца: «Тема и проблема чистоты воздуха или загрязненности воздуха – это самая большая проблема, связанная с обеспечением качества жизни человека. И воздух – это как раз та среда, в которой мы обитаем»

Сначала решили попробовали продавать чужую продукцию, но продажи не пошли. Основатели решили, что причина неудачи – недостаточные высокие потребительские качества продукта. Решили заняться собственными разработками.

Дмитрий Трубицин: «Мы написали бизнес-план. Бизнес-план сейчас очень весело вспоминать. Если почитать сейчас, то мы планировали захват мира в течение полугода. Причем мы планировали производить бытовые системы, тем не менее мы план написали. Мы привлекли инвесторов под этот бизнес-план. Этот бизнес-план стал неактуальным через 2 недели с момента начала работы по этому бизнес-плану. Мы очень сильно поменяли направление развития»

Однако первая разработка «Тиона» оказалась неудачной. Нужного качества очистки не было, пришлось взяться за разработку приборов с другим принципом действия.
Дмитрий Трубицин, директор по разработкам компании «Тион»: «Статистика, что выживает 5% стартапов. Это еще и в Европе. Мы про себя шутим, что для того, чтобы вероятность нашего успеха приблизить к 100%, мы по количеству затраченных усилий, мы стартовали раз 20, меняя направление. Каждый раз это был такой небольшой стартап. В результате, к 20 изменению нашего направления все получилось».
Компания обладает собственным исследовательским подразделением. Кроме того, разработчики воспользовались своим географическим положением. Рядом с Новосибирском есть Академгородок, в котором базируется более 40 институтов Сибирского отделения Российской Академии наук. Часть исследований было заказана там. Это называется аутсорсинг.
Аутсорсинг – передача некоторых функций организации внешним исполнителям. За счет наличия компетенции и необходимой материально-технической базы подрядчик может выполнить необходимые задачи дешевле и быстрее.
Сотрудничество с научными учреждениями позволило «Тиону» сэкономить драгоценные ресурсы. Не пришлось тратить время на создание собственных групп и искать специалистов. Также не пришлось тратить деньги на дорогостоящие приборы, которые не будут постоянно использоваться в работе компании. Например, тесты по очистке воздуха от невидимых твердых частиц проводили в Институте химической кинетики и горения Сибирского отделения Академии Наук.

Андрей Онищук, заведующий лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН: «Здесь высокоэффективные фильтры, которые позволяют 100% отфильтровать вредный аэрозоль. Это наночастицы. Дальше мы фильтрующую систему закрываем, дальше у нас на выходе из этой системы вредный аэрозоль не поступает. Мы видим, что поток газа, который идет здесь в фильтрующую систему, поступает в камеру с лабораторным животным. Крыса веселая, бодрая, с ней ничего не происходит. Видно, что вредный аэрозоль не поступает. Он весь фильтруется. Мы теперь запускаем измерительную систему. Это наше оборудование, это аэрозольный спектрометр, который позволяет регистрировать концентрацию вредного наноаэрозоля до фильтрующей системы и после. Мы видим, что концентрация нулевая»

Наконец «Тиону» удалось создать свой прибор. Сразу было заложено несколько важных принципов: небольшое энергопотребление, недорогие сменные фильтры. Воздух затягивается в фильтр и очищается от нескольких типов загрязнителей.

Дмитрий Трубицин: «Сначала он попадает на префильтр, где задерживается крупная пуль и мусор. После этого воздух проходит через зону коронного разряда, где все механические микробиологические примеси цепляет на себя заряд. После этого становится, условно говоря, липкими. После этого воздух с заряженными механическими примесями проходит через сменный полипропиленовый фильтр. Все заряженные примеси очень эффективно задерживаются этим фильтром. После этого воздух проходит через секционный каталитический модуль, на котором задерживаются все органические компоненты»

Но когда прибор стал готов, стало понятно, что найти покупателя будет трудно. Цена оказалась слишком высока. Да и каналов сбыта не было. В итоге самый первый очиститель воздуха продали аэропорту Новосибирска, где его установили в комнате для курения. Именно курительные зоны и стали первой потенциальной нишей для молодой компании.

Дмитрий Трубицин: «Что касается оборудования мест для курения? Почему мы с этого начали? Во-первых, потому что это было проще всего демонстрировать. Если сейчас мы занимаемся в основном медициной и очисткой приточного воздуха, то чтобы эффект продемонстрировать, нужна хотя бы инструментальная база. Нужно померить концентрацию на входе, концентрацию на выходе. Что касается курилок, клиент определял эффективны мы или неэффективны просто носом»

Системы для курилок производятся и сейчас. Однако, почувствовав наметившуюся тенденцию к полному запрету курения в общественных местах, в «Тионе» стали искать новые рынки. Молодая компания всегда должна быть к этому готова.

Михаил Амелькин, директор компании «Тион»: «Надо уметь все время жить в условиях неопределенности. Продукт новый, на рынке мы движемся наощупь. Соответственно, планирования долгосрочного не может быть, как такового. Компания должна быть мобильной. Чтобы постоянно иметь возможность перебросить ресурсы с одного направления на другое, среагировать на отклик рынка, развивать продукцию. Двигаться, двигаться, двигаться»

Оказалось, что имеющиеся у «Тиона» технологии очень хорошо подходят для медицинских учреждений. В первую очередь тем, что эффективно убивают болезнетворные организмы, что для больницы исключительно важно.
«Вот это очень характерный пример для больницы. Этот фильтр проработал 3 месяца в гнойной реанимации. Видно, что фильтр снаружи очень грязный, т.е. это означает, что воздух в реанимации был очень грязным. Без системы фильтрации это все оседало на легких пациентов. Но при этом внутри фильтр остается чистым. Это означает, что у него значительный ресурс. Он мог бы эксплуатироваться еще продолжительное время».
Одними из первых закупать оборудование Новосибирской компании начали туберкулезное отделение больниц. Причем фильтры подходили и для общих помещений, и для операционных.

Андрей Онищук, заведующий лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН: «Микрочастицы, которые мы сейчас называем бактериями или переносчиками инфекционных заболеваний, они переносятся преимущественно воздушно-капельным путем. В этой связи вопрос чистоты той среды, в которой находятся наши пациенты, пациенты лечебных учреждений, приобретает важное значение. В связи с тем, что само лечебное учреждение не должно становиться источником дополнительных инфекций, от которых лечатся больные»

Установили приборы «Тион» и в отделении гнойной хирургии 13 Городской московской клинической больницы. Как говорят сотрудники, после введения в строй системы уровень загрязнения существенно упал. При этом никаких проблем с внедрением оборудования не возникло.
«Включил в розетку, кнопочку нажал, и система работает».
Удобство и простота в использовании также один из факторов успеха. К тому же их легко устанавливать, в отличие от многих других приборов, проектирование и инсталляция которых в сумме существенно повышает стоимость.

Андрей Онищук: «Оно очень безопасно в использовании, очень легко устанавливается в любом лечебном учреждении и, конечно, имеет большой эффект для того, чтобы решать те задачи, которые перед медицинскими работниками стоят. А именно: обеспечение стерильности в лечебном учреждениях, там, где находится инфекционные больные»

Переход на более крупные рынки ознаменовался переменами для компании. Во-первых, главный офис продаж открылся в Москве. Ведь здесь находится большинство крупных заказчиков.

Дмитрий Трубицин: «Чтобы реализовать амбиции и цели проекта, которые мы перед собой ставим, мы не можем оставаться только на уровне Новосибирска. Конечно, надо работать в Москве, а наш масштаб — это не только страна. Это, собственно, интернациональный проект»

Нововведения произошли и в Новосибирске в отделах разработки и производства. В компании пришлось столкнуться с проблемами роста.

Дмитрий Трубицин: «Последнее наше завоевание – удалось склад привести в режим реального времени. Все детальки, которые мы покупаем, они подписаны, есть штрих-коды. Мы точно знаем, что у нас есть в моменте, и мы точно знаем, что нужно покупать, когда приходит заказ. Это очень важно. Наверно, для больших с многолетним опытом производственных компаниях это само собой разумеющееся, но для компании, которая развивала свое производство с нуля, это было действительно очень важное завоевание»

В последнее время объемы производства стали на столько большими, что собственных помещений не хватает. «Тион» начал искать решение этой проблемы привычным способом – с помощью аутсорсинга. Но это оказалось непросто. Многие простаивающие заводы отказывались даже разговаривать о сотрудничестве. Зато довольно успешное предприятие - Бердский электромеханический завод, с радостью взялся за большую часть работы по производству приборов.

Игорь Филиппов, директор Бердского электромеханического завода: «У нас есть мощности, есть люди. Нам нужно загружать их. Новые интересные идеи, как компания «Тион»

Идея, как мы считаем, перспективная, поэтому мы сотрудничаем. Задача у них – создать хороший продукт. Наша задача – чтобы этот продукт был максимально дешевый и максимально качественный. О выгоде: если будет работать производство, естественно это будет выгодно».
Партнерам в компании готовы делегировать все этапы, кроме изготовления фильтров для удаления газов. Это главный секрет «Тиона». Да, и в их производстве, в каждом конкретном заказе есть свои тонкости.
«Вот пример – это трехкардинатный фрезерный станок, на котором мы производим корпусные элементы для наших систем. Если бы нашелся подрядчик, который согласился бы производить нам корпуса, и он бы был адекватный с точки зрения сроков и качества, мы конечно заказывали бы корпуса у него. Потому что мы не хотим расти, как профессионалы по производству корпусов. Мы развиваемся как профессионалы в методах очистки, обеззараживания воздуха».
На самоокупаемость «Тион» вышел через 4 года после основания. Сейчас уже приносит прибыль. Впрочем, в технологическом бизнесе срок окупаемости не всегда является однозначным критерием успеха.

Дмитрий Трубицин: «Можно было начать получать операционную прибыль несколько лет назад, но развитие технологий требует, мы все время идем во банк. Т.е., грубо говоря, вся прибыль реинвестируется в развитие технологий. Потому что исследования стоят денег, разработки стоят денег, а т.к. опять же потенциал продукта и рынка очень большой, то все деньги реинвестируются. В этом смысле компания и дальше планирует реинвестировать всю прибыль в разработку и в развитие»

В области медицины планы у «Тиона» весьма амбициозные. Не много, не мало – стать стандартом в этой сфере. А сейчас Новосибирская компания как никогда близка к мечте своих основателей - массовому продукту. Начато производство опытной серии очистителей воздуха, которые будут устанавливаться вместе с пластиковыми окнами.

0 Комментариев

Тион собирает информацию об использовании этого сайта, в частности размещает файлы cookie в браузерах посетителей. Подробнее