Я решил проехать по Москве и не только с лабораторным прибором – измерителем уровня углекислого газа и околонаучной миссией – проверить, чем мы дышим в закрытых помещениях. Что хотелось узнать? Посмотреть, как в разных местах работает вентиляция и какая получается концентрация углекислого газа. Почему это важно? Здесь не только и не столько идет речь о комфорте (ну да, душно, но переживем, не сахарные). Речь идет о здоровье. Слишком большое количество углекислого газа в воздухе плохо влияет на наш организм и, в первую очередь, на работу мозга. Множественные исследования показывают, что высокие концентрации СО2 буквально «отключают мозги», снижая инициативность, вырубая «стратегическое мышление», вызывая апатию и усталость. Высокие – это какие? Естественно, что концентрации, под которые «конструировался» наш организм – уличные. На улице сейчас концентрации СО2 около 400ppm (0,04%). Сто лет назад было меньше 300ppm (привет от парникового эффекта!), но такой рост пока не критичен для физиологии. В хорошо вентилируемых помещениях концентрация будет около 600ppm. «Желтая зона» начинается в районе 1000ppm. 1500ppm – уже плохо, красная зона. Больше 2000ppm – очень плохо. Не знаю, пусть будет зона тёмно-бордовая. Это в 5 раз больше, чем на улице! Так вот, такие концентрации – это, к сожалению, не «экстремальный случай», а очень частое явление. Дома, при закрытых окнах, в ресторанах, при плохой вентиляции, и т.п. Интересный момент – речь не идет о том, что в воздухе мало кислорода. Кислорода всегда много, почти 200 000ppm (до 20%) и «выдышать» его не так просто. Поэтому механизм отравления углекислым газом – отдельный и не зависит от наличия в воздухе кислорода.
Давайте теперь посмотрим, что показал лабораторный поверенный прибор в различных местах, где мы регулярно бываем.
Транспорт
Трип начался с самолёта. Перелет Новосибирск-Москва, около 4 часов. Самолёт полный, аэробус А316. Весь полёт концентрация СО2 – около 2000ppm! Добавьте сюда слишком высокую температуру на борту (около 28С) и пониженное давление (786 гПа против 1007 гПа на земле) и поймете, почему нас так «колбасит» после перелетов. Для сравнения в аэропорту прилета – около 700ppm, то есть норма. На обратном пути летел в полупустом самолёте, и ситуация была гораздо лучше – весь полёт до 1000ppm, что приемлемо.
Далее был аэроэкспресс. Оказалось, что при полном вагоне вентиляция тоже не справляется – более 1800ppm! А вот на пути обратно вагон был пустой, и вентиляция справлялась – около 500ppm.
В метро все гораздо лучше. На самой станции под землёй – 600ppm. В старых «дырявых» вагонах – около 700ppm. Вот в новых вагонах метро, где кондиционеры гоняют воздух по кругу уже хуже – при неполной загрузке 1200ppm. В набитом вагоне следует ожидать больше 2000ppm. Но здесь стоит иметь в виду, что обычно в таких вагонах мы проводим мало времени – 10-20 минут, так что это не очень критично.
Улица
Сделал замер прямо на Красной Площади. Уровень около 450ppm. Это выше, чем за городом, что, скорее всего, объясняется обилием транспорта, котельных и промышленности, которые активно выделяют в воздух СО2, создавая над городом «пузырь» углекислого газа. Но это не страшно. Пока.
Дом и отель
Мне повезло и в моём номере всю ночь концентрация СО2 была меньше 600ppm. Отлично! Я спал не в духоте. Это потому, что попросил номер с окном во двор и смог держать окно на микропроветривании, не просыпаясь от шума машин. Но вентиляции в номере нет, поэтому плата за свежий воздух тоже не малая — московский смог. Была бы вентиляшка с профессиональными фильтрами — было бы на пятерочку! Надо сказать, что замеры в квартирах с закрытыми окнами часто показывают очень плохие результаты, пара человек в комнате запросто могут «надышать» 2000ppm минут за 40-60. А окна обычно закрыты, чтобы сквозняков не было и шума с улицы. Вывод тот же, что и в случае с отелем – дома вентиляция must have. При этом проще и дешевле поставить компактные бризеры, чем заморачиваться с полноценной вентиляцией.
Рестораны и кинотеатры
Тут картина сильно разная, но одно очевидно (кто-то скажет, что это ясно и без приборов) – любят наши рестораторы экономить на вентиляшке! Например, у меня была деловая встреча в кофейне «Хлеб насущный» на Никольской – место хорошее, но вот с воздухом беда – 2000ppm! В такой «атмосфере» очень сложно думать и решать деловые вопросы. В «Чайхоне №1» на Пушкинской было чуть лучше – до 1500ppm. Но есть и хорошие места – в «Старбакс» на Площади революции и в «Пять звёзд» на Павелецкой – 700ppm – 800ppm. А вот в самом кинозале этого замечательного кинотеатра было «не айс» — до 1500ppm весь сеанс. При этом администрация не поскупилась на кондиционеры – в залах было прохладно и это «скрашивало» ситуацию. Но кондеи не заменяют вентиляцию! Температура – температурой, а кислород – кислородом, должно быть и то, и другое.
Выводы
Пока это вся информация, обязуюсь сделать обзорный трип в Новосибирске. Что можно сказать по итогу? Интерьер, «атмосфера», цены, сервис, комфорт – это всё, конечно, важно. Но есть еще и настоящая атмосфера, которая очень важна для здоровья. И тут всплывает много интересного. Далеко не везде состояние воздуха бывает удовлетворительным. Воздух не видно – значит, на нём можно сэкономить. Зачем платить деньги за вентиляцию, как это улучшит коммерческие показатели? От СЭС отбились при сдаче объекта и, слава богу. Но для нас с вами эта ситуация может быть очень неприятной. И об этом надо знать. Боюсь представить, что происходит в школах, детсадах, игровых комнатах для детей, фитнес-клубах и офисах. А что у каждого из нас в спальне? Немного заспойлерю – уже сделали замеры СО2 в классе одной из школ – больше 2000ppm! А дети же там должны учиться и работать головой. А как требовать от ребенка концентрации и успеваемости, когда голова не варит просто физиологически? Короче, я хочу выбирать места работы и отдыха еще и по качеству воздуха. Верю, что это существенно улучшит «среднюю температуру по палате» — самочувствие моё и моей семьи.
В заключение, возьму на себя труд дать пару советов что делать, если «выбрать нельзя» — например, в душном самолёте
- Используйте обдув – есть в каждом самолёте на потолке или «в спинке впередистоящего кресла». Оттуда воздух идет тоже с превышением по СО2 (проверено), но он хотя бы раздувает тот «пузырь» углекислого газа, который вы вокруг себя «надышали».
- Если в салоне жарко – раздевайтесь. Пусть будет чуть прохладно. Чем ниже температура тела – тем лучше кровь насыщается кислородом и выводится углекислота.
- Сведите активность к минимуму. Лучше спать или «медитировать». Постарайтесь не нервничать, не брать в уме тройные интегралы. Помните, мозг потребляет около 20% всего кислорода в крови!
- Если курите – лучше не курить за несколько часов до полёта. Это позволит очистить кровь от угарного газа и улучшит снабжение мозга кислородом. Лучше используйте никотиновые жвачки/таблетки/пластыри.
- После прилета проведите часок на улице – продышитесь, сделайте дыхательную гимнастику, нормализуйте биохимию в крови — дайте мозгу прийти в себя!
1 Комментарий