Человек живет в воздухе, как рыба в воде
«Вот, посмотрите, на этот аквариум, — говорит Михаил Амелькин, указывая на плавающих неподалеку рыбок, — он наполнен водой. И мы, задумав завести рыбок, сразу же покупаем фильтр для воды и заботимся о системе аэрации. Иначе рыбки умрут. А человек живет в воздухе, это наша среда обитания. И что получается? О рыбах мы заботимся лучше, чем о себе. Воздух в мегаполисах сильно загрязнен, его необходимо очищать, если хочешь жить долго и быть здоровым».
Как и многие другие физики, Михаил Амелькин после окончания университета хотел остаться в науке, но перспективы не было. «В той лаборатории, в которую меня распределили, было скучно, — рассказывает он. — Не хватало темпа, ритма, масштаба. Хотелось большего». Уезжать за границу? Амелькина звали работать в Голландию, но он отказался, решив попробовать сделать что-то важное и интересное в России. Работа над инновационным стартапом стала для него возможностью остаться в науке. Михаил тогда еще не знал, что однажды этот стартап будет считаться одним из наиболее успешных в России, а сам он будет генеральным директором.
Самые интересные задачи — те, на которые никто не знает ответа
В 2006 году команда физиков из Новосибирского государственного университета, к которой и присоединился Михаил Амелькин, изобрела новый способ очищения и обеззараживания воздуха, основанный на технологии электростатического осаждения на пористых средах. Так можно было избавить воздух от опасных примесей и инфекций (вплоть до таких губительных, как, например, туберкулез). Казалось бы, тут-то и должны были последовать признание, слава и деньги. Но в России так не случается. Разработка технологии стала лишь первым шагом на пути к успеху.
Дальше стало ясно: в России люди еще не привыкли к тому, что воздух нужно очищать от вредных примесей. «У нас в стране мало кто задумывается о том, что в воздухе множество загрязнителей. И это не только уличная пыль, которую легко обнаружить и которая оседает у нас на подоконниках. Это крайне опасные для здоровья газы, по которым в мегаполисах есть регулярные превышения, а также частицы PM 2,5, которые мы вдыхаем и которые не задерживаются в наших бронхах, а попадают в легкие и доставляют вредные вещества (к примеру, свинец или ПАУ — полиароматические углеводороды, которые являются основным ядом, летящим из выхлопных труб автомобилей) прямиком в нашу кровь».
Но как убедить людей в том, что чистый воздух необходим? Как объяснить им, для чего нужно ставить в помещения оборудование для очистки воздуха? Задача нетривиальная, как и у любого инновационного стартапа. «Конечно, есть зарубежная литература на эту тему, но к нашей реальности она имеет слабое отношение. В тот момент перед нами стояла задача, на которую никто не знал ответа. И именно это было самым интересным и самым мощным стимулом двигаться дальше», — вспоминает Михаил Амелькин.
Дмитрий Трубицын, основатель ГК Тион о том, как создать лучший продукт:
— На этапе стартапа многие допускают ошибку в трудоемкости (и мы не исключение). Сделать работающий прототип, показать дееспособность технологии, нечто похожее на серийный продукт — это только 10% трудоемкости. А еще 90% — это из работающего прототипа, который продавать можно, сделать продукт, который бы стал массовым. Классический пример: «Жигули» от «Мерседеса» концептуально ничем не отличаются — 4 колеса, выхлопная труба… Только «Жигули» — это 10%, а еще 90% — это работа с тонкими вещами, которые позволят сделать «Мерседес».
Пока петух не клюнет, или пожары 2010 года
Ты наверняка помнишь аномально жаркое и засушливое лето 2010 года, когда многие города России оказались окутаны плотной пеленой смога от пожаров. Тут никому уже не надо было объяснять, зачем нужен чистый воздух, людям просто нечем было дышать. В этот момент Михаил Амелькин решает лететь из Новосибирска в Москву — от момента возникновения идеи до ее реализации проходят всего лишь сутки. Теперь уже в столице, вместе со своим новым деловым партнером, Михаил хочет попытаться достучаться до будущих покупателей и рассказать об оборудовании, которое производит пока еще небольшая стартап-компания из Новосибирска — Тион.
«Ситуация с пожарами была критической. Смог стоял такой, что в коридорах больниц срабатывали пожарные сигнализации, — рассказывает Михаил. — В тот момент пришлось принять жесткое волевое решение: приостановить разработки оборудования по очистке воздуха для всех областей, кроме медицины». Тогда для компании Тион это был единственный шанс подтвердить высокую эффективность своего оборудования и заработать хорошую репутацию, ведь в медицине есть четкая нормативная база, критерии по проверке очистительного оборудования, в отличие от многих других областей, где все субъективно.
5 секретов успешного бизнеса от Михаила Амелькина:
1. Придумывай инновационные продукты и самостоятельно создавай нишу для их продвижения, объясняй аудитории, зачем нужен твой продукт, веди образовательную деятельность.
2. Решай задачи, на которые никто не знает ответа. Что может быть интереснее?
3. Не жадничай и предоставляй свое оборудование для тест-драйвов.
4. Общайся с пользователями, обеспечивая быструю обратную связь (даже если ты генеральный директор); следи за тем, что пишут о твоем продукте на форумах, исправляй недостатки.
5. Тебя не должен пугать процент погибших проектов, должно пугать их отсутствие.
Решение сконцентрироваться на медицине оказалось успешным и привело к всплеску продаж, годовой оборот компании подскочил в пять раз. Теперь в операционных и реанимациях многих больниц установлены ламинарные потолки от компании Тион. Через такой потолок сверху вниз, как через душ, подается мощный поток идеально чистого и обеззараженного воздуха, который вытесняет загрязненный воздух из помещения, позволяя в безопасных условиях проводить операции, а также позволяя пациентам без лишних осложнений восстанавливаться после тяжелых травм (например, ожогов).
Как стать генеральным директором
«Вообще-то, с таким резюме, как у меня, на работу не берут, — раскрывает секреты Михаил Амелькин, — список того, что я в жизни делал и чему научился, приведет любого HR-специалиста в ужас». А как быть по-другому? Ведь генеральный директор должен разбираться и в продажах, и в маркетинге, и в рекламе, и в пиаре, и в инновационных разработках, и в финансовых схемах, и в патентовании, а еще должен писать схемы мотивации, уметь управлять коллективом. «Нужно знать много-много всего. Но это и интересно, это и заряжает. Ты постоянно осваиваешь что-то новое. Аналитика, контекстная реклама, sео-оптимизация, SMM. Да я еще вчера этих слов не знал! Раньше я таскал железный прибор и показывал его потенциальным заказчикам, а сейчас это мои рабочие инструменты. Через год я буду знать что-то еще. Это обалденный процесс непрерывного обучения и развития!»
Чистый воздух — в каждую квартиру
Тогда, в 2010 году, Тион не мог обеспечить чистым воздухом всех желающих, компания не ориентировалась на широкой рынок потребителей. Не было ни точек продаж, ни интернет-магазина. После успехов 2010 года было решено сконцентрироваться на выпуске устройства по очистке воздуха, которое будет доступно всем и каждому. Так появился бризер — прибор, обеспечивающий помещения очищенным воздухом с улицы.
«Когда мы наглухо закрываем пластиковые окна, чтобы оградить себя от шума с улицы, от плохой экологии, начинается духота. В помещении, где находятся люди, постоянно растет уровень углекислого газа, что негативно сказывается на нашем самочувствии и когнитивных способностях. Где взять свежий воздух? Только с улицы. Многие кондиционеры просто гоняют воздух внутри помещения, бризер же обеспечивает приточную вентиляцию, с ним можно свободно дышать даже при закрытых окнах», — рассказывает Михаил Амелькин.
Здесь компания снова столкнулась с проблемой: все знают, что карандаш — пишет, кондиционер — охлаждает, а для чего нужен бризер? «Формирование нового рынка во многом связано с образовательной деятельностью. Нужно объяснить людям, почему так важен чистый и свежий воздух», — делится опытом Михаил Амелькин. Кажется, Тион с этой задачей справился и получил троекратный рост выручки в 2014 году.
Занимайся только тем, что тебе интересно
«Тратить время жизни на то, что не интересно или на то, во что не веришь, — фатальная ошибка. Именно поэтому мы не занимаемся «зарабатыванием денег». Мы делаем то, что нам интересно и от чего другим становится лучше, а через это зарабатываем деньги, за счет которых можем идти дальше и разрабатывать новые продукты. Деньги из воздуха не могут быть целью, деньги — это, как в физике, «рабочее тело», как вода в паровом котле. Цель — не пар, цель — движение поезда вперед», — уверен Михаил Амелькин.
Цель — научиться создавать любой микроклимат
На бризерах Тион решил не останавливаться, совсем скоро компания планирует представить общественности компактный гаджет MagicAir, который сможет измерять основные параметры воздуха в помещении (влажность, температуру, уровень содержания углекислого газа) и управлять всеми системами по созданию идеального микроклимата (бризерами, кондиционерами, увлажнителями) так, чтобы создать максимально комфортные условия для своего хозяина. Все параметры будут выводиться на экран смартфона. Любопытно, что можно будет следить не только за качеством воздуха дома, но и — при помощи дополнительных датчиков — за тем, чем, например, дышит твой ребенок в детском саду. Все данные будут находиться в облаке.
«Есть много способов развития, но однажды стало ясно: нужна какая-то мега-цель, тогда на пути к ней ты сможешь много добиться, — рассказывает Михаил Амелькин. — Так вот, хотелось бы научиться создавать в рамках одной квартиры любой микроклимат: сосновый бор, морской бриз… Все, что хочешь, — нажатием одной кнопки на экране смартфона. Но сначала придется во многом разобраться, ведь никто до конца не знает, как доступными средствами воссоздать воздух, максимально приближенный к этим условиям. И это интересно — ведь опять предстоит решать задачи, на которые никто не знает ответа».
5 секретов успеха от Михаила Амелькина
1. Ищи умных и бодрых людей, если ты командный игрок, тогда 2+2 уже не будет равняться 4. Стоя с единомышленником плечо к плечу, ты сможешь выдавать результаты гораздо большие, чем если бы стоял в одиночку.
2. Умей с любым человеком — от уборщицы до министра — общаться на равных. Это единственный возможный способ коммуникации.
3. Не воспринимай истории успеха, которые ты можешь прочитать в книгах или СМИ, как рецепты. Не бывает двух одинаковых путей. Лучше попытайся уловить некие верхнеуровневые подходы к жизни этих успешных людей и попытайся руководствоваться ими.
4. Используй не только логику и аналитическое мышление, но и интуицию. Учись совмещать эти качества и понимать, где должно работать одно, а где — другое.
5. Помни: у тебя должен быть некий базис, набор правил, которыми ты будешь руководствоваться при принятии решений. Если ты не вранье, неуважение к людям, выступаешь за честную коммуникацию, то в момент, когда засомневаешься, как поступить, сможешь свериться с этими маяками и пойти по правильному пути.
2 Комментария